ПОДГОТОВКА К ОЛИМПИАДАМ ПО ЭКОНОМИКЕ

18.12.2017 - 18:11
439
0

Введение.
Иногда перед началом урока можно услышать: «Давайте сегодня решать задачи». В последнее время возросло значение использования экономических задач в процессе изучения школьного курса экономики. Как показывает практика, использование задач превращает обучение началам экономики в творческий процесс, способствуя более глубокому осмыслению и освоению изучаемого материала. К сожалению, время урока ограничено и нет возможности решать задачи более сложные, над которыми приходиться изрядно поломать голову, применить свои полученные на уроках знания, проявить творчество.
Кроме того, школьники пробуют свои силы в различных мероприятиях и конкурсах. У них возникает потребность найти себя, выделиться среди ровесников, определить уровень своих способностей и возможностей. Олимпиады – соревнования творчества и интеллекта – дают им такую возможность, шанс добиться признания в учительской среде и среди одноклассников. Олимпиады стимулируют интерес к предмету, подстегивают учащихся к самостоятельному поиску решений трудных заданий. Одним из заданий олимпиады является экономическая задача.
Экономическая задача несет особую смысловую нагрузку, представляя собой модель проблемной экономической ситуации, которую следует решить. Важно научиться не только правильно применять необходимые формулы и использовать математические вычисления, – надо уметь экономически грамотно анализировать результаты задачи, объясняя с ее помощью некоторую экономическую проблему. Именно в процессе поиска решения и анализа задачи у учащихся формируются экономическое мышление и стремление к рациональному, осмысленному поведению.
В настоящем пособии представлена разработка программы курса решение задач по экономике, предназначенная для учащихся 10-11 классов при подготовке к олимпиадам.

 

 


Основное содержание курса
Пояснительная записка
Курс адресован учащимся основной школы, которые станут участниками олимпиад по экономике различного уровня. Особенность данного курса заключается в том, что он предполагает применять полученные на уроках знания экономических явлений при решении задач и анализировать полученные результаты.
Цель курса: выявление учащихся, проявляющих особые способности к предмету, обладающих наиболее высоким уровнем знаний и умений для участия их в олимпиадах.
Задачи курса:
Создать условия для формирования интереса к изучению экономики;
Способствовать развитию навыков решения олимпиадных задач;
Сократить разрыв между теорией и практикой в экономическом образовании школьников.
Курс рассчитан на 34 занятия, которые проводятся в течение всего учебного года.

Ожидаемый результат.
Работа над курсом предполагает развитие основных навыков и умений учащихся:
Умение применять теоретические знания для ответов на конкретные экономические ситуации;
Приобретение навыков аналитического осмысливания жизненных ситуаций;
Умение давать оценку событий и делать необходимые выводы;
Понимание существующих в экономике взаимосвязей;
Получение навыков расчета основных экономических показателей.
Проводить самооценку собственных знаний и умений;

 


Содержание программы курса.
Тема 1. Спрос и предложение. Рыночное равновесие (5 занятий).
Основные понятия: спрос, величина спроса, предложение, величина предложения, закон спроса, закон предложения, равновесие спроса и предложения, излишек (выигрыш) продавца, излишек (выигрыш) покупателя.
Цель: рассмотреть спрос и предложение – важнейшие элементы рыночной экономики; уяснить природу рынка и процесс формирования рыночных цен и равновесных объемов производства.
Раздел включает 5 занятий (1 занятие – теория, 4 занятия – практика).

Тема 2. Эластичность спроса и предложения (5 занятий).
Основные понятия: эластичность, факторы эластичности, субституты, комплементы, товары Гиффена, товары первой необходимости, инфериорные товары, дуговая и точечная эластичность, перекрестная эластичность, эластичность по цене, эластичность по доходу.
Цель: подробное изучение ценовой эластичности спроса и предложения и факторов, ее определяющих; рассмотреть влияние эластичности спроса и предложения на ценовую стратегию предприятия; проиллюстрировать применение теории эластичности на конкретных примерах.
Раздел включает 5 занятий (1 занятие – теория, 4 занятия – практика).

Тема 3. Издержки производства и прибыль (8 занятий).
Основные понятия: издержки: переменные, постоянные, общие, средние, предельные; предельный доход, прибыль, краткосрочный и долгосрочный периоды, рентабельность, амортизация, ликвидационная стоимость, рыночная цена, отраслевой выпуск продукции.
Цель: объяснить различия между краткосрочным и долгосрочным периодами производства и связанного с этим различия между постоянными и переменными издержками; показать значение средних и предельных издержек для производственного процесса предприятия, а также для получения максимальной прибыли.
Раздел включает 8 занятий (1 занятие – теория, 7 занятий – практика).

Тема 4. Кривая производственных возможностей (4 занятия).
Основные понятия: производственные возможности, кривая производственных возможностей, альтернативные издержки, экономический выбор.
Цель: подробно рассмотреть проблему ограниченности экономических ресурсов; на конкретных примерах показать необходимость поиска предпринимателем наиболее рациональной комбинации ресурсов, используя их взаимозаменяемость.
Раздел включает 4 занятия (1 занятие – теория, 3 занятия – практика).

Тема 5. Рынок труда (3 занятия).
Основные понятия: заработная плата, эффект замещения, эффект дохода, монопсония на рынке труда, профсоюз, кривая Лоренца, индекс Джини, безработица, рабочая сила, виды безработицы: фрикционная, структурная, циклическая, естественный уровень безработицы, занятые и безработные.
Цель: рассмотреть формирование равновесной зарплаты под действием спроса и предложения на трудовые услуги; определять размер безработицы и ее влияние на создание ВВП.
Раздел включает 3 занятия (1 занятие – теория, 2 занятия – практика).

Тема 6. Инфляция и дефляция. Индексы цен (2 занятия).
Основные понятия: индекс цен, дезинфляция, инфляция, инфляционные ожидания, ползучая инфляция, галопирующая инфляция, гиперинфляция, инфляционный шок, открытая и скрытая инфляция.
Цель: рассмотреть причины инфляции и способы ее измерения, а также уравнение количественной теории денег.
Раздел включает 2 занятия (1 занятие – теория, 1 занятие – практика).

Тема 7. Система национальных счетов (макроэкономические показатели: ВВП и ВНП и их составляющие) (4 занятия).
Основные понятия: ВВП и ВНП, чистый национальный продукт, национальный доход, располагаемый доход, личный доход, доли на сбережение и потребление.
Цель: рассмотреть ВВП и ВНП как основные критерии классификации стран по уровню их экономического развития и научиться рассчитывать ВВП; анализировать связь между уровнем безработицы и величиной ВВП.
Раздел включает 4 занятия (1 занятие – теория, 3 занятия – практика).

Тема 8. Мировая экономика (3 занятия).
Основные понятия: мировая торговля, абсолютное преимущество, относительное преимущество, свободная экономическая зона, фритредерство, протекционизм, квотирование, эмбарго, торговый баланс, платежный баланс.
Цель: показать учащимся необходимость и целесообразность мировой торговли.
Раздел включает 3 занятия (1 занятие – теория, 2 занятия – практика).

Комментарии:
Всего комментариев: 0
avatar
Всё об индивидуальном предпринимательстве © 2017-2057 | Хостинг от uCoz